НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ => ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ=> ФОРУМ=>

АСТРА-209

Наверное, самый красивый отечественный бобинник

   По ссылкам справа на страничке - переход к дополнительной информации о  магнитофонах Астра

Оставьте свой комментарий

        Давно хочу рассказать про эти замечательные бобинные (катушечные) магнитофоны, выпускавшиеся Ленинградским заводом "Техприбор" (с 1980 года- Астра-209, с 1984 года- Астра - 110, и, наконец, Астра - 110-1С - с 1987 года). Безумно люблю это семейство "Астр" и по сей день, правда, признаюсь честно - из-за дефицита свободного места - в коллекции мы с женой оставили только "Астру-110-1С", наиболее, на мой взгляд, удачную, продуманную и хорошо собранную катушечную стереофоническую "Астру", апогей "Астр"- бобинников. Есть, конечно, ещё "Астра-111", с точки зрения технической мысли более продвинутая, но - из-за дизайна передней панели, напоминающего нож-отвал бульдозера, и сверхненадёжного качества сборки я не очень тепло отношусь к этому магнитофону, и речь о нем идёт на другой страничке, а с ейчас поговорим об Астрах с 209-ой по 110-1С.

    Итак, "Астра-209" стала моим первым "серьёзным" магнитофоном после кассетников. Было это году эдак в 1984-ом, если память не изменяет. Помню, что учился я на втором курсе. После того, как в моём "Романтике-306". находящемся на гарантии, во второй раз сгорел мотор, мне в торговой сети возместили стоимость магнитофона (да-да, и в советское время без особых проблем и проволочек можно было получить деньги за гарантийный товар назад) , и я вплотную задумался о бобиннике. Студенческие скудные средства не позволяли даже мечтать об АКАЯХ и прочих ТЕХНИКСАХ, тем более- не припоминаю, чтобы даже в элитнейшем комиссионном магазине Ленинграда тех лет - в "Апраксином дворе", куда стаскивали привезенную из-за границы аудиотехнику моряки и прочие выездные товарищи - не припоминаю, значит, чтобы в те годы там стояли катушечные АКАИ. Различные бумбоксы и носимые магнитолы - Шарпы с Соньками - водились там в изобилии, а вот с катушечниками было не густо. Да я и не потянул бы ни за что, даже будь они там в продаже. При цене рядовой магнитолки типа Sharp без особых наворотов в те годы в районе полутора-двух тысяч рублей (цена подержанного "Москвича - 412".... в общем, продолжать не стОит.
    В магазинах Ленкультторга и радиотоваров из стереофонических бобинников стояли на полках неоправданно дорогие и несимпатичные какие-то "Юпитеры", "Сатурны", "Снежети" и "Эльфы".  "Астры" почему-то не попадались, хоть и производились в Ленинграде, на заводе "Техприбор" - хорошая, зарекомендовавшая себя техника была востребована и дефицитна. По модели я определился быстро- у однокурсников долго и придирчиво прослушивал Орбиту-205 (или 204, не помню, но разница не принципиальна) - это у Лёхи Якшина, любителя AC/DC, Астру - 209- слушал и оценивал у Серёги Моисеева, каратиста-самоучки, и любителя KISS`ов.  "Орбита" мне показалась дубоватой и мало симпатичной, тем более - у нее отсутствовали собственные динамики, и воспроизводить она могла только на выносные акустические системы, что несколько снижало мобильность аппарата, а этот немаловажно в студенческой весёлой жизни. "Астра" же очаровала сразу- и сногсшибательным внешним видом - ах, ах, серебро анодированного алюминия, стройные ряды солидных кнопок - "как у импортного!", крупные стрелочные индикаторы, симметрия во всём облике, и - полупрозрачная дымчатая крышка - как у "вертушки" высокого класса! )))
    
    Немного отступая от темы, хочу сказать, что попадались варианты "Астры-209" с индикаторами записи меньшего размера (как на рисунке слева) , в широкой серебристой рамке, тёмные при воспроизведении, и зажигавшиеся только при включении в режим "Запись" - только тогда можно было увидеть красно-зелёную шкалу, отградуированную в децибелах, и всё это на чёрном фоне. Смотрелось тоже эффектно, но мне больше нравятся крупные, "стандартные" индикаторы. Кстати, у Астры-209 они тоже работали только в режиме "Запись", в режиме воспроизведения ни подсветка не включалась, ни стрелки не дёргались, что, несомненно, являлось минусом этой конструкции, особенно- учитывая отсутствие у 209-ой модели пиковых индикаторов. Народные умельцы переделывали схемку, чтобы индикаторы и подсветка работали также и в режиме воспроизведения. (Если подсветку легко можно было заставить гореть постоянно путём простого закорачивания одной из контактных групп под фальшпанелью магнитофона, то со схемой включения индикаторов в режиме воспроизведения приходилось повозиться) . Наиболее продвинутые "астровладельцы" сверлили в нижней фальшпанели пять-восемь отверстий (выше индикаторов, или- сбоку от ни х), и внедряли светодиодные пиковые индикаторы типа "бегущей строки". Видел подобнве переделанные астры в комиссионках, довольно эффектно выглядели.
        А у "Астры-110" и последующих за ней моделях - Астры-110-1С и Астры- -111 индикаторы уже работали постоянно - и при записи, и при воспроизведении, подсветка (за исключением Астры-111) тоже горела всегда, кроме того - были введены пиковые индикаторы (одиночные красные светодиоды, над индикаторами уровней записи у Астр - 110ых, чётко по оси симметрии. Вообще, абсолютная симметрия и продуманный внешний вид - это, конечно, "конёк" 209ой и 110ых Астр. Очень выигрышно выглядит Астра с белой (серебристой) верхней фальшпанелью. Я раньше полагал, что такие белые панели пошли в ход только начиная со 110-1С, но недавно на Авито увидел объявление о продаже 209-ой Астры с белой верхней фальшпанелью, причём - очевидно - судя по фото - с "родной". 

Итак, с моделью я определился, оставалось найти ее в продаже. У нас на проспекте Смирнова в Ленинграде (ныне - Ланское шоссе) был чудесный небольшой "комок" (комиссионный магазин), куда я практически каждый день наведывался. Помню вечного продавца этого магазина - нвысокого толстячка Валеру, с косящим глазом за толстыми линзами очков. Личность известная в определенных кругах в те годы, как и все продавцы ленинградских комиссионок. Астры появлялись не часто, но вот - момент настал, вожделенная Астра-209 появилась на полке комиссионки, заплатил я за неё, помнится, чуть меньше двухсот рублей (по тем деньгам- зарплата инженера на заводе), и притащил домой пятнадцатикилограммовую радость!

        "Астра" мне досталась, очевидно, от владелицы-женщины, ибо покрытие круглого серебристого переключателя режимов работы лентопротяжного механизма было заметно поцарапано длинными наманикюренными ногтями - в процессе частых переключений. А ещё от аппарата долго пахло французскими духами. Досталась мне с Астрой и 18-я катушка советской свемовской плёнки, на которой был сборник зарубежной музыки. Именно тогда я впервые услышал и полюбил Дайер Стрейтс с его "Султаном свинга". Прозрачная дымчатая крышка "Астры" имела трещину и царапины, и от ручки переключения скоростей был отломлен "клювик", а так как усилие при переключении здесь довольно значительное - и подобрать эстетически пригодный переключатель мне тогда не удалось - приходилось варварски пользоваться для переключения скоростей с 9 на 19 пассатижами. Катушки  фиксировались от спадания с подкатушечников в вертикальном положении магнитофона вот такими резиновыми прижимными шайбами (фото снизу справа). Я, помнится, опасался, что их надолго не хватит - сотрётся резина внутреннего отверстия, но - хватило с запасом на весь срок жизни "Астры".

       Слабым местом всех "Астр" является промежуточный резиновый  ролик переключения скоростей (на фото слева). Находясь на подпружиненном рычаге, он передаёт крутящий момент от ступенчатого шкива на валу электродвигателя к маховику. Ролик этот дребезжит из-за пружинного прижима, и создаёт основной шум при работе магнитофона, и с этим ничего не поделать. Более того, если на долгое время простоя магнитофона забыть поставить переключатель скоростей в нейтральное положение ("клювик" вертикально вверх) - то, будучи зажатым в неподвижном положении между маховиком и шкивом, ролик этот непременно деформируется, и шум во время работы магнитофона значительно усилится, так что - имейте в виду!

      Изначально "Астра-209" задумывалась с запасом по модернизации, обратите внимание на снимок слева - блок головок. Между стирающей и универсальной головкой имеется площадка для установки третьей головки. Сквозной канал был реализован в "Астре-110", после стирающей головки (слева направо) появилась на свободном месте головка записывающая, а место универсальной заняла головка воспроизводящая. Появление сквозного канала заслуженно перевело "Астру" в первый класс, несмотря на одномоторную кинематическую схему.
        Входные и выходные гнёзда у "Астр" расположены на боковых стенках корпуса (фото справа). Здесь мы видим (слева направо сверху вниз): вход для радиоприёмника или телевизора, затем (один над другим) - два раздельных входа для внешних микрофонов левого и правого канала, затем- вход для пьезоэлектрического звукоснимателя или другого магнитофона, и внизу справа - вход для радиотрансляционной линии. Это правый "карман" внешних соединений. В левом кармане находятся выходы на внешние акустические системы, заглушка гнезда пульта проводного дистанционного управления (на нём только одна функция - временный останов/пуск движения ленты в режиме воспроизведения или записи, а иные функции реализовать при механическом управлении лентопротягом и не удастся). Пультов в продаже никогда и не было, скорее всего - предполагалось, что потребители сами их создадут. Кстати, при вынутой заглушке ПДУ магнитофон не работает - всё время находится в режиме "временный останов". Там же, в левом "кармане" - гнездо головных телефонов. 


        Доставшаяся мне "Астра" имела вот такую, как на снимке справа, длинную ручку для переноски в нижней части корпуса, т.е. переносить магнитофон нужно было вверх ногами. При вертикальной установке магнитофона в рабочее положение ручка откидывалась к задней части корпуса, и являласьдополнительным упором для аппарата. Не скажу, что очень удобная, хоть и обрезиненная - но более поздняя вариация Астры с маленькой, выскакивающей при нажатии на кнопку, ручкой для переноски вверху корпуса - несравненно удобнее, да и кантовать аппарат после транспортировки приходится меньше.

      А вот внутренний интерьер Астры со снятыми передними фальшпанелями - верхней и нижней. В правом верхнем углу видны радиаторы мощных выходных транзисторов усилителя мощности (над ними в корпусе прорезаны вентиляционные жалюзи), левее их - конденсаторы фильтра питания в обойме, ниже - подкатушечники с узлами и роликами перемотки, по бокам видны два так называемых "контрольных" динамика ("Астра" и на них играет очень неплохо, и стереоэффект прослеживается - благодаря разнонаправленности динамиков). Внизу - слева - регуляторы громкости, раздельные по каналам, и тембра по НЧ и ВЧ- ползунковые резисторы. У моей Астры, помнится, штыри движков, предназначенные для установки рукояток, были пластмассовые, пара - сломанных, и пришлось повозиться, изготавливая их кустарно, чтобы не регулировать громкость и тембр жалом отвёртки. Снизу в центре- свободно лежащие на поролоне крупные микроамперметры индикаторов уровня записи, а ниже- два коротких ползунковых резистора регулирования уровня записи по каналам. Всё это смонтировано на мощной силуминовой пространственной раме, скрытой внутри корпуса.
        На задней (или нижней- это как посмотреть) пластмассовой крышке корпуса имелась позорная надпись - "Запрещается включать в сеть при снятом дне ЧЕМОДАНА"  ))) Смеялись приятели, и обзывали мою красавицу Аструшку - Чемоданом!!! ))) Очень меня это злило. Очевидно, надпись осталась, как наследие прежних времён, когда, например, "Астра-2" - реально собиралась в корпусе-фибровом чемодане, с округлой крышкой, и ручкой именно чемоданного типа. А на фото справа  - вид со снятым этим самым "дном чемодана". В центре - довольно мощный двигатель (видно отверстие в корпусе для смазки нижнего подшипника веретённым маслом), ниже и правее движка - плата генератора стирания и подмагничивания, левее движка- крупная трапециевидная плата универсального усилителя, выше неё - прямоугольная плата усилителя мощности. В правом верхнем углу - мощный силовой трансформатор. Вообще, доступ к платам и деталям у Астры - изумительный. Открутив несколько винтов, крепящих платы по внешним краям, можно повернуть их на шарнире, и получить доступ ко всем контрольным точкам, можно даже выпаять-впаять большинство деталей, не доставая платы из корпуса. А вот штеккерных разъёмов на платах не предусмотрено - чтобы плату демонтировать полностью, приходится отпаивать подводящие провода.

      Счётчик расхода ленты (слева) , отградуированный в условных единицах (не метраж!). Привод - тоненький пассик, часто сохнет и рассыпается, может быть с успехом заменен резинкой для стяжки денежных купюр.
        Массивный маховик и ролик прижима ленты к тонвалу- на фото справа.  Ролик- хороший, прекрасно обрезиненный, если своевременно качественно смазывать его ось, и не забывать периодически протирать резину обильно смоченным в спирте тампоном - работать будет долго. Правее и выше ролика виден узел механического автостопа по факту окончания или обрыва плёнки. Всё просто и гениально- Г-образная проволочка-рычаг связана с контактной группой, разрывающей цепь питания электродвигателя.

      А вот внешний вид поздней модели "Астры-209" с закрытой полупрозрачной противопыльной крышкой и выдвинутой ручкой для переноски. "Клювик" переключателя скоростей эдесь стоит вертикально вверх- соответственно, скорость на нейтрали, всё сделано верно! )
При подготовке нашей настоящей странички, как и при подготовке многих других, помимо использования наших оригинальных фото, использованы некоторые фотографии и материалы с замечательного сайта Валерия Харченко "Отечественная радиоаппаратура ХХ века" - http://www.rw6ase.narod.ru Выражаем нашу искреннюю признательность уважаемому Валерию Григорьевичу

Астра-209 на сайте Валерия Харченко

 

Видеоролик- наша "Астра" в работе

 

Фотогалерея "Астры"

 

Инструкция по эксплуатации и схема "Астры-209(с сайта В.Г. Харченко)

Перейдя по данной ссылке, можно оставить свой комментарий к этой страничке. Нам очень важно Ваше мнение!