НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ => ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ=> ФОРУМ=>

NATIONAL PANASONIC RX-1550

винтажная, как теперь говорят, японская магнитола

   По ссылкам спрпава на страничке - переход к дополнительной информации о  магнитолах  NATIONAL PANASONIC

Оставьте свой комментарий

        Честно вам скажем - коллекционировать импортную радиотехнику,т.е. произведенную не в СССР, мы не планировали и не планируем, так как задача данная крайне обширна во всех смыслах. Не располагая необходимой экспозиционой площадью, да и свободным временем, необходимыми для того, чтобы составить мало-мальски интересную коллекцию - не имеет смысла даже пытаться этим заниматься. Но, следуя принципам составления нашего фонда отечественной радиоаппаратуры-"если конкретный аппарат, попавший нам в руки, интересен нам, имеет изюминку- добро пожаловать на полку!") - мы все  же иногда оставляем у себя некоторые заинтересовавшие импортные аппараты.

   
Таким вот образом у нас появились Akai GX -77, воспетый группой Наутилус Помпилиус в одной из своих песен, который частенько используется по прямому назначению - старых записей на 18-х бобинах имеется довольно много. Затем,понятное дело, захотелось послушать, как звучат на знаменитых стеклоферритовых GX-головках и кассеты, которых тоже имеется в наличии не мало. Так у нас появилась одна из "топовых" кассетных акаевских дек середины 80-х годов прошлого века - замечательный двухмоторный аппарат со сквозным каналом и полностью логическим управлением, AKAI GX8. Разумеется, все это -серебристого цвета, не любим органически мрачные черные коробки, будь ты хоть трижды Техникс, хоть сам Накамиши! ))) качество записи-воспроизведения после небольшой профилактики порадовало нас весьма, выполненная на кассете с приличной пленкой запись практически не отличается при воспроизведении от оригинала.
    Потом приятель подарил нам найденную им практически на помойке (до чего дошло благосостояние народа всё же!! Прямо с оригинальной инструкцией по эксплуатации выбросили!! :-)) )  "педальную" деку SONY 70-х годов, разумеется- серебристую, с большими стрелочными индикаторами и интересной "мордой лица",индивидуализированной благодаря коаксиальным регуляторам уровня записи, и не стандартному общему размеру- ширина аппарата примерно 8/10 от обычной ширины аппаратуры этого класса, высота, наоборот - 12/10. Сейчас подумываем о приличном японском усилке-моноблоке для этого небольшого коллектива иностранцев взамен старого доброго горячо любимого УКУ"БРИГ-001", который,разумеется, тоже не уйдет на пенсию, а потрудится еще в комплекте с нашей отечественной аппаратурой. А там, глядишь, эквалайзер прикупим, тюнер, опять же. В необходимости наличия хорошего CD-проигрывателя пока сомневаемся. Для винила же имеется вполне нас с удовлетворяющая, пусть не хай-эндовая, но красивая и нетривиальная "Эстония", нужно только будет прикупить ей приличную голову взамен штатной ГЗМ.
    
   
Возвращаясь, собственно, к теме нашей магнитолы NATIONAL PANASONIC RX-1550. Исходя из вышеизложенного, сочли возможным оставить ее у себя, как характерную представительницу обширного класса носимой японской монофонической радиоаппаратуры 70х и первой трети 80-х годов прошлого столетия. Появилась она у нас тривиальным образом - по объявлению на Авито, педлагалась почти даром- каких-то 500 рублей, с учётом неисправностей и косметических погрешностей. Вначале не планировалось ее оставлять, но в процессе ремонта и приведения в приличный вид я в нее влюбился. Настолько проста,продуманна и надежна эта незамысловатая симпатичная магнитолка, что - да простят меня коллеги по увлечениям и советский радиопром - практически все наши отечественные аналоги и одноклассники в сравнении с ней кажутся не продуманными, чрезмерно усложненными, хрупкими монстриками, собранными с большого бодуна малограмотными злобными вредителями.


        Итак, ближе к телу,как говорится, или - в нашем случае- к корпусу. Аппарат выполнен по строгим,классическим японским канонам в красивом, элегантном корпусе строгой прямоугольной формы, без округлостей и зализанностей, свойственных магнитолам и бумбоксам, выпускаемым с начала 90-х годов. Здесь все продумано, завершено, рационально, что и придает  шедеврам технической мысли то самое "совершенство завершенности", присущее всем по-настоящему функциональным вещам- будь то автомат Калашникова, "Роллс Ройс Силвер спирит", или наша магнитола.

        Для каждой вещи есть свой идеальный форм-фактор, эволюционируя и совершенствуясь, она в конце концов его все же достигает. Это- апогей, дальнейшие попытки улучшения, неизбежно предпринимаемые производителем, как правило, в целях борьбы за рынок сбыта, и в русле непрерывно возникающих модных тенденций, ведут к деградации. Так и произошло в начале 90-х годов, когда под влиянием заполонивших рынок китайских "брендов" блестящие элегантные японские магнитолы сначала запестрели разноцветьем в оформлении лицевых панелей, а после и вовсе превратились в бесформенные черные обмылки, с уродливо гипертрофированными, как пораженными опухолью, обрамлениями динамиков, с утопленными вглубь корпуса кассетами, когда через узенькие стеклышки-пластмасски крышечек кассетоприемников стало невозможно разглядеть - крутится ли пленка на кассете, и есть ли вообще кассета в магнитоле.

        Но все это будет потом, а пока... За окном- 1991  год, фирма Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. Panasonic  на подъёме, и среди многочисленных ее творений появляется наша маленькая красотуля RX-1550.

       Корпус магнитолы изготовлен из качественной пластмассы, не раскалывающейся при малейшем случайном ударе, совсем иное качество материала, чем у непонятно из чего отштампованнных (эбонит? пересохшая резина, покрытая лаком?) корпусов китайских "балалаек" начала 90-х. Прямые лаконичные линии оформления, четкие и ясные надписи, интуитивно понятные даже пользователю, практически не знакомому с английским языком. Динамиков здесь два - средне- и низкочастотный, плюс ВЧ-пищалка, причем реально два динамика с фильтрами- кроссоверами.

      Изначально "Астра-209" задумывалась с запасом по модернизации, обратите внимание на снимок слева - блок головок. Между стирающей и универсальной головкой имеется площадка для установки третьей головки. Сквозной канал был реализован в "Астре-110", после стирающей головки (слева направо) появилась на свободном месте головка записывающая, а место универсальной заняла головка воспроизводящая. Появление сквозного канала заслуженно перевело "Астру" в первый класс, несмотря на одномоторную кинематическую схему.
        Входные и выходные гнёзда у "Астр" расположены на боковых стенках корпуса (фото справа). Здесь мы видим (слева направо сверху вниз): вход для радиоприёмника или телевизора, затем (один над другим) - два раздельных входа для внешних микрофонов левого и правого канала, затем- вход для пьезоэлектрического звукоснимателя или другого магнитофона, и внизу справа - вход для радиотрансляционной линии. Это правый "карман" внешних соединений. В левом кармане находятся выходы на внешние акустические системы, заглушка гнезда пульта проводного дистанционного управления (на нём только одна функция - временный останов/пуск движения ленты в режиме воспроизведения или записи, а иные функции реализовать при механическом управлении лентопротягом и не удастся). Пультов в продаже никогда и не было, скорее всего - предполагалось, что потребители сами их создадут. Кстати, при вынутой заглушке ПДУ магнитофон не работает - всё время находится в режиме "временный останов". Там же, в левом "кармане" - гнездо головных телефонов. 


        Доставшаяся мне "Астра" имела вот такую, как на снимке справа, длинную ручку для переноски в нижней части корпуса, т.е. переносить магнитофон нужно было вверх ногами. При вертикальной установке магнитофона в рабочее положение ручка откидывалась к задней части корпуса, и являласьдополнительным упором для аппарата. Не скажу, что очень удобная, хоть и обрезиненная - но более поздняя вариация Астры с маленькой, выскакивающей при нажатии на кнопку, ручкой для переноски вверху корпуса - несравненно удобнее, да и кантовать аппарат после транспортировки приходится меньше.

      А вот внутренний интерьер Астры со снятыми передними фальшпанелями - верхней и нижней. В правом верхнем углу видны радиаторы мощных выходных транзисторов усилителя мощности (над ними в корпусе прорезаны вентиляционные жалюзи), левее их - конденсаторы фильтра питания в обойме, ниже - подкатушечники с узлами и роликами перемотки, по бокам видны два так называемых "контрольных" динамика ("Астра" и на них играет очень неплохо, и стереоэффект прослеживается - благодаря разнонаправленности динамиков). Внизу - слева - регуляторы громкости, раздельные по каналам, и тембра по НЧ и ВЧ- ползунковые резисторы. У моей Астры, помнится, штыри движков, предназначенные для установки рукояток, были пластмассовые, пара - сломанных, и пришлось повозиться, изготавливая их кустарно, чтобы не регулировать громкость и тембр жалом отвёртки. Снизу в центре- свободно лежащие на поролоне крупные микроамперметры индикаторов уровня записи, а ниже- два коротких ползунковых резистора регулирования уровня записи по каналам. Всё это смонтировано на мощной силуминовой пространственной раме, скрытой внутри корпуса.
        На задней (или нижней- это как посмотреть) пластмассовой крышке корпуса имелась позорная надпись - "Запрещается включать в сеть при снятом дне ЧЕМОДАНА"  ))) Смеялись приятели, и обзывали мою красавицу Аструшку - Чемоданом!!! ))) Очень меня это злило. Очевидно, надпись осталась, как наследие прежних времён, когда, например, "Астра-2" - реально собиралась в корпусе-фибровом чемодане, с округлой крышкой, и ручкой именно чемоданного типа. А на фото справа  - вид со снятым этим самым "дном чемодана". В центре - довольно мощный двигатель (видно отверстие в корпусе для смазки нижнего подшипника веретённым маслом), ниже и правее движка - плата генератора стирания и подмагничивания, левее движка- крупная трапециевидная плата универсального усилителя, выше неё - прямоугольная плата усилителя мощности. В правом верхнем углу - мощный силовой трансформатор. Вообще, доступ к платам и деталям у Астры - изумительный. Открутив несколько винтов, крепящих платы по внешним краям, можно повернуть их на шарнире, и получить доступ ко всем контрольным точкам, можно даже выпаять-впаять большинство деталей, не доставая платы из корпуса. А вот штеккерных разъёмов на платах не предусмотрено - чтобы плату демонтировать полностью, приходится отпаивать подводящие провода.

      Счётчик расхода ленты (слева) , отградуированный в условных единицах (не метраж!). Привод - тоненький пассик, часто сохнет и рассыпается, может быть с успехом заменен резинкой для стяжки денежных купюр.
        Массивный маховик и ролик прижима ленты к тонвалу- на фото справа.  Ролик- хороший, прекрасно обрезиненный, если своевременно качественно смазывать его ось, и не забывать периодически протирать резину обильно смоченным в спирте тампоном - работать будет долго. Правее и выше ролика виден узел механического автостопа по факту окончания или обрыва плёнки. Всё просто и гениально- Г-образная проволочка-рычаг связана с контактной группой, разрывающей цепь питания электродвигателя.

      А вот внешний вид поздней модели "Астры-209" с закрытой полупрозрачной противопыльной крышкой и выдвинутой ручкой для переноски. "Клювик" переключателя скоростей эдесь стоит вертикально вверх- соответственно, скорость на нейтрали, всё сделано верно! )
При подготовке нашей настоящей странички, как и при подготовке многих других, помимо использования наших оригинальных фото, использованы некоторые фотографии и материалы с замечательного сайта Валерия Харченко "Отечественная радиоаппаратура ХХ века" - http://www.rw6ase.narod.ru Выражаем нашу искреннюю признательность уважаемому Валерию Григорьевичу

Сайт об аппаратуре National Panasjnic о

 

Видеоролик- наша "Астра" в работе

 

Фотогалерея "Астры"

 

Инструкция по эксплуатации и схема "Астры-209(с сайта В.Г. Харченко)

Перейдя по данной ссылке, можно оставить свой комментарий к этой страничке. Нам очень важно Ваше мнение!