Одним из самых слабых мест (если не самым слабым) в старых проигрывателях грампластинок являются головки звукоснимателей.Являясь, по сути, самой ответственной частью проигрывателя, которая отвечает за качество звуковоспроизведения- в то же время данная деталь является расходной, сменной. От механического взаимодействия с канавками грампластинки затупляется конец иглы, от времени - высыхают эластичные подвесы подвижной системы головки, вытекает(разлагается) демпферная жидкость, окисляются электрические соединения в местах контактов пьезокристалла с выводами головки. На этой страничке - краткий обзор выпускавшихся в СССР наиболее распространенных типов пьезокерамических головок, и их типичных их "болячек" Не буду останавливаться здесь на ранних типах головок звукоснимателей - первых магнитных, ещё с металлической патефонной иглой, с пол-кило весом, и нетипичных пьезокерамических головок, в основном первых выпусков. Рассмотрю три наиболее распространенных в СССР типа головок. |
|
Головки в сборе (у нижней отломан рычажок переключения) Не использовавшаяся головка с фабричной упаковкой Корпус располовинен. Вот так всё выглядит внутри. Кантилевер с иглами и резиновой трубочкой снят, на фото не виден. Вилки в сборе с пластинками пьезокристаллов. Видно сильное окисление контактных поверхностей пьезокристаллов.
|
1. Тип: ГЗК (ЗПК)-58, ГЗК-64, ГЗК-65 и иже с ними (58, 65, 64- скорее всего, год разработки?) Итак, первые массовые головки, так называемые "лодочки". Использовались на большинстве ламповых радиол, на первых чемоданчиковых электрофонах типа "Юбилейный" и т.п. с середины 50х годов до начала 70х годов прошлого века. Разумеется, монофонические. Головка собрана в пластмассовом корпусе приятного цвета "слоновой кости", состоящего из 2-х половин, скрепленных посредством 2-х длинных винтиков с гаечками или квадратными закладными детальками с резьбой. Головка защёлкивается в тонарм, и соединяется с контактами тонарма через два контактных пластинчатых усика, расположенных в верхней части головки. Снизу находится сменный пластиковый кантилевер с приклеенными к нему двумя корундовыми иглами- одна- для проигрывания старинных патефонных пластинок из шеллака на 78 оборотов, вторая- для проигрывания привычных нам виниловых "долгоиграющих", как их тогда называли, пластинок. Путем перевода расположенного в левой задней части головки маленького рычажка из одного положения в другое (вверх-вниз) производилась смена иголки посредством поворота кантилевера вокруг его продольной оси на угол около 90 градусов. Как видите, всё довольно просто и удобно. Кантилевер с иглами хвостовиком вставлен в резиновую трубку, которая крепится к рычагу-переключателю положения игл. "Спинка" кантилевера упирается в пластиковую изогнутую вилку, второй конец которой через амортизирующие прокладки из пористой резины прикреплен к пластинке пьезокристалла. Механические колебания при прохождении иглы по канавкам грамзаписи на пластинке через кантеливер передаются на вилку, от нее- на пьезопластинки. Возникающий при деформации пьезокристалла электрический ток передаётся через контактные "усики" головки на контакты тонарма, и по экранированному проводу поступает далее на вход усилителя радиолы или электрофона. Возникающее при этом напряжение достаточно велико- (порядка 250 мВ для пьезокерамических звукоснимателей), поэтому сигнал прямо с головки можно, например, без промежуточного предусилителя-корректора подавать на входные гнёзда магнитофона - для записи, или внешнего усилителя мощности - для воспроизведения через мощные акустические системы. Основной неисправностью данного вида головок (не считая износа игл - резерв работы - примерно 100 долгоиграющих пластинок) является окисление посеребренных контактных поверхностей пластинки пьезоэлемента. В результате теряется контакт с усиками головки, и звук в динамиках радиолы или исчезает совсем, или становится очень-очень тихим. Причем это не зависит от того- использовалась ли головка, или просто хранилась, пусть даже в заводской упаковке. Поскольку такие головки уже очень давно не выпускаются, а сохранившиеся в запасах уже всё равно пришли в негодность - можно попытаться восстановить работоспособность головки самостоятельно. Об этом много говорилось в Сети, основной порядок действий таков: отвинчиваем 2 скрепляющих половинки корпуса винта, очень осторожно разделяем корпус на 2 половинки, запоминаем (фотографируем) как там всё уложено-установлено, все потроха. Предельно осторожно извлекаем пьезоэлемент с вилкой(резинки-амортизаторы, как правило, сильно подсохли, разбухли, прилипли к корпусу и пьезоэлементу- можно попытаться аккуратно распылить на всё это спирт, дать отмокнуть, и разъединить. Внимание!!! Пьезоэлемент хрупок до неприличия, не допускайте при демонтаже изгибающих усилий ни в какой плоскости!!!. Иначе - малейшая трещинка - и всё, кирдык! Если всё получилось - очень нежно очищаем основные окислы с боковых контактных поверхностей пьезоэлемента, и - натираем грифельным порошком от мягкого "простог" карандаша. Либо - наносим тонкий слой клея "Контактол", применяемого для ремонта токоведущих дорожек на обогреваемых автомобильных стеклах. Дале - предельно аккуратно всё собираем в обратном порядке, и - если Вы не повредиль пьезоэлемент - хоть как-то, но - заиграет! )) Из личного опыта: поломал много пьезоэлементов, столько же - удалось восстановить. Корпусов головок и иголок найти можно еще много, с пьезоэлементами гораздо хуже. Я попытался в качестве пьезика использовать пластинку, вырезанную из пьезоизлучателя, используемого, например, в старых наручных часах типа "Монтана - 7 мелодий". Но не понятно было - чем вырезать, резал ножницами, поверхность имеет тенденцию к растрескиванию, получилось криво, но работало. Попытка использовать пьезоэлемент от зажигалки не удалась, если у кого-нибудь получилось- прошу поделиться опытом. )) |
2. Тип: ГЗК-311 Более поздняя, и более распространенная и доступная в наши дни монофоническая головка типа ГЗК-311. Начало производства - 70-е годы прошлого века, выпускалась до середины 90-х годов, поэтому сегодня вполне реально найти в продаже неиспользованные работоспособные экземпляры. НЕРАЗБОРНАЯ, увы. И игла в ней не сменная. При затуплении иголок нужно менять головку в сборе, ибо стоила она раньше - копейки сущие. Представляет из себя чёрную пластмассовую трубочку, составленную из двух склеенных поперечным швом половинок. На переднем конце в выемке типа "ласточкин хвост" располагается окончание кантилевера, увенчанное пластмассовым Т-образным колпачком, в который впрессованы две корундовые иглы (по противоположным сторонам перекладины буквы "Т"), а на противоположном конце трубочки - два медных контакта для соединения с контактами тонарма. В середине - перпендикулярный трубочке рычажок с нанесенными обозначениями "78" и "33", или значок "стерео" - две окружности - для переключения положения рабочей иглы. Одна из игл - для проигрывания патефонных (граммофонных) пластинок на 78 оборотов, вторая, более "острая" - для обычных пластинок на 33 и 45 оборотов.Можно и стереофонические слушать, разумеется. Только звук будет на выходе всё равно моно. Ну, что я могу сказать.... эта головка если работает - то уж работает! А если демпфер вытек - то уже увы - не починить. Не реально. Кантилевер с иглой при этом начинает болтаться в трубочке, как карандаш в стакане, при опускании звукоснимателя на пластинку игла поднимается вверх, и головка скребет по пластинке кончиками "ласточкина хвоста". Естественно, звука никакого, пластинка портится. Край, что можно сделать с головкой при вытекании демпфера (тёмная липкая дрянь какая-то, если вытекает - пачкает иглу и руки) - можно аккуратно промыть беличьей кисточкой, смоченной в чистом спирте, иголку и кантилевер, удалить остатки вытекшей демпферной жидкости, и попробовать осторожно пропихнуть вовнутрь трубочки кусочки мягкого поролона - таким образом, чтобы кантилевер оказался со всех сторон им охвачен, как бы в мягкой трубке оказался. Если контактывнутри трубки между проводками, пьезоэлементом и выводными медными клеммами не окислились - то всё должно заработать, правда, частотный диапазон у таких головок, разумеется, будет сильно сужен, мало низких частот, и искажения. Если же это не помогло - можно попытаться снять пластмассовый Т- образный наконечник с иглами с кончика кантилевера, и переклеить его при помощи супер-клея на кантеливер такой же головки - исправной, но со сносившимися иглами. Также (ну, это вообще для извращенцев с микроскопом) - можно аккуратно срезать иглы с пластмассового держателя - "под корень", тонким скальпелем. Затем - под микроскопом - полученные корундовые иголочки можно, например, приклеить на кантилевер головки магнитного звукоснимателя, у которого выпала (износилась, поломалась) игла. А что?! У меня получалось!!)))) Чем выкидывать неисправную магнитную головку... приклеил - и прослушивай "запиленные" и грязные диски. Исправные ГЗК-311 можно использовать в старых радиолах для замены тех же "лодочек" - если 100% аутентичность не является непременнейшим условием. О том, как это сделать - смотрите в моём ролике на Ютубе: "Латвия ламповая радиола 1959 г" http://youtube.com/EKdS0f28oCo
|
|
3. Тип: ГЗКУ-631 Последний из разработанных в СССР типов пьезокерамических звукоснимателей. Наиболее совершенный по параметрам, но в то же время - с ограниченным сроком жизни, всё из-за той же вытекающей со временем демпферной жидкости. Звукосниматели данного типа - стереофонические. Применялись в очень многих моделях отечественных ЭПУ, от зго до 1го класса. Обладают неплохим частотным диапазоном благодаря хорошо демпфированной подвесной системе кантилевера. Кантилевер с иглами- сменный, конструкция головки позволяет при износе иглы сменить только относительно недорогой кантилевер, вставив его в старую головку. Оснащены двумя иглами, одна из которых предназначена для проигрывания патефонных (граммофонных) пластинок на 78 оборотов, вторая - для моно- и стерео пластинок на 33 или 45 оборотов. Эта игла может быть алмазной, о чём делается соответствующая надпись на корпусе звукоснимателя, в верхней передней части головки. Кантилевер с иглами меняется посредством откручивания расположенной снизу гаечки, крепящей прижимную пружинную пластинку. Корпус звукоснимателя - разборный, что позволяет попытаться выполнить его восстановление. Применяемые пьезоэлементы - два трубочных (по одному на каждый стереофонический канал). Болячки - те же, что и у описанного выше ГЗК-311. Методы борьбы с проблемами - по этой ссылке. |
|