Сайт создан в системе uCoz
КВН-49 первый массовый отечественный телевизор КВН
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ => ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ=> ФОРУМ=>

НАШ ЛЮБИМЫЙ КВН

Наконец-то сбылось.... КВН иметь очень хотелось, но- если и предлагали где по объявлениям - то в плохом состоянии, и очень дорого. Подвернулся счастливый случай. Телевизор нам подарил мой приятель Александр Крылов. Вот так просто, прибирался у себя на даче в сентябре 2007 года, и нашел его за печкой. Звонит мне на мобилу, и говорит: "Серега, тебе телик старый не нужен? Я тут хлам выкидываю, смотрю - за печкой притулился.... Что? Как называется? А кто его знает.... сейчас гляну... а, вот, на задней стенке: "КВН".... Я просто обалдел, не поверил, пять раз переспросил. "Точно, точно, КВН-49, еще и линза к нему ... да, вот она, не разбита..." Естественно, все дела были брошены, и мы понеслись на ночь глядя к Сашке за телевизором. Он погрузил аппарат в свой "фордик-транзит", и, вместе с аккуратно завернутой в старый армейский китель линзой, привез в город. Сказал, что телик работал до последнего времени, последний раз бабушка смотрела на даче лет семь назад. Размещаем фотки аппарата практически в оригинальном состоянии, минимально очищенного от грязи и "пыли веков". В процессе планируемой реставрации будем добавлять свои изменения и улучшения аппарата, если таковые произойдут! :)


Изначальный общий вид Таким нам его отдал Саша. Сентябрь 2007 года.
Телик, в общем-то, неплохо сохранился. Из явных недочетов - отсутствие одной из четырех ручек управления на передней панели, отсутствие крышечки, закрывающей отсек с дополнительными рукоятками управления на правом боку. Естественно, корпус в плохом состоянии - вспучилась "чешуей" лакированная поверхность шпона, есть выщербины, царапины и прочие недочеты. Надо очищать от лака, шкурить, полировать, шпатлевать - доводить до ума. Шнур и вилка - старые (в матерчатой оплетке), но - неоригинальные. Защитное стекло кинескопа имеет царапины, будем пробовать полировать.Один из штеккеров подвода питания (на шасси), на который одевается колодка с предохранителем, размещенная на задней стенке - шатается, надо закреплять.

экран. Экран за защитным стеклом крупным планом
Стекло, как я уже говорил, имеет есколько довольно длинных и глубоких царапин. Зато радиоткань в приличном состоянии - не рваная, не провисшая, в меру грязненькая. общий вид Еще один общий вид в другом освещении.
Внешнее оформление (изначальное) - без излишеств! :) Коричневый такой ящик.Мы видели фотки с вариантами внешности покрасивее- полированное фактурное светлое дерево

правый бок. Вид на правый бок.
Хорошо видны глубокие царапины корпуса и протертые до белого дерева грани. Крышечка отсека дополнительных органов управления, как мы уже говорили, отсутствует.
дополнительные ручки Отсек дополнительных органов управления


Крышка отсутствует, что не придает эстетичности экстерьеру. Будем думать, где достать... На роторах некоторых резисторов подстройки изначально сохранялись черные резиновые колпачки, но при попытке покрутить ручки они рассыпались в руках - резина высохла за много лет. Тоже нужно доставать. Резисторы (Или реостаты? Еще не смотрели) естественно, изношены - нужно менять на аналогичные, или - разбирать-чистить - смазывать графитом. Движок одного из резисторов удалось провернуть только пассатижами (да простят нас за варварство!). Правда, потом он стал вертеться более-менее сносно. и функции свои выполняет - не знаем пока, насколько хорошо.

ручки управления. Рукоятки управления на лицевой панели.

Три рукоятки имеются, оригинальные, в более- менее приличном состоянии. Не считая отсутствия металлических пружинных пластинок для фиксации на оси реостата- ручки только нужно почистить. полирнуть, восстановить белый ободок.
задняя стенка Общий вид на заднюю оргалитовую стенку, установленную на телевизор.

Состояние стенки приличное, все надписи, выполненные золотистой краской, сохранились хорошо. В воде не бывала, крупных заломов и повреждений нет. Что интересно - обычно на задней стенке ламповой аппаратуры имеются приспособления для фиксации ее в корпусе аппарата - оргалитовые эксцентрично закрепленные круги. Поворачивая их и вводя в специальные пропилы корпуса, стенку фиксируют. На данном виде аппарата они отсутствуют. Стенка фиксируется вверху двумя металлическими угольничками, прикрепленными к корпусу (видны в верхней части снимка), а снизу - пружинными "задвижками", прикрученными к корпусу шурупами. На нашем КВНе из 4-х сохранилась только одна. Защитный алюминиевый кожух, прикрывающий цокольную часть кинескопа, был покрашен снаружи черной краской без грунта, которая вся почти облупилась.

задняя стенка. На левой верхней стороне задней стенки имеется схема расположения ламп на шасси.


Обычное дело для ламповой аппаратуры, только выполнена схема более тщательно, чем обычно - чёткий глубокий рельефный оттиск, сохран прекрасный, полезная вещь!
антенный ввод Здесь видно антенный ввод.

Антенный ввод на шасси проглядывает в специальное отверстие задней стенки. Штеккер, предназначенный для этого разъема, когда-то давно нам попадался, и был выброшен за ненадобностью, о чем сейчас вспоминаем с сожалением, кусая локти. Это был огромный, солидный, массивный штеккер из старинной коричневой пластмассы-эбонита с толстенным медным центральным штырем. Теперь такой найти проблематично. При пробном включении телевизора мы пользовались в качестве штеккера десятисантиметровым гвоздём.

предохранитель. А это - держатель предохранителя и ввод сетевого провода.

Держатель не совсем обычный - предохранитель большой, длиннее привычного раза в четыре, и толще его. Мы такие раньше встречали только на армейской аппаратуре.
левый бок Внешний вид с левого бока.

Видны сколы шпона, и состояние радиоткани. Круг на радиоткани вокруг динамика - неизбежное явление долго эксплуатировавшейся ламповой аппаратуры.

задвижка задней стенки. Нижняя левая часть задней стенки

Здесь хорошо видна одна сохранившаяся нижняя задвижка, удерживающая заднюю стенку , и заботливая предупредительная надпись.
антенное гнездо. Антенное гнездо- вид покрупнее.

...и без вставленного в него гвоздя. Видны размеры входного отверстия.

серийный номер. Вот так выглядит серийный номер шасси аппарата.

Номер выбит снизу справа на шасси, в задней стенке корпуса имеется окошко для его чтения. Правее номера виден один из двух уголков крепления шасси к корпусу. Вот так все просто - отвинчиваем два винта, снимаем ручки управления с лицевой панели - и шасси в сборе с кинескопом и всеми деталями просто выдвигаем из корпуса. .

переключатель каналов. Прикольная особенность КВНа - ручка переключателя каналов

Ручка торчит сзди корпуса, слева внизу, если стоять лицом к экрану. КВН, как известно, принимает 3 метровых канала. Мне удалось поймать ОРТ и ТВ Петербурга, причем ловит уверенно. ПТК в общепринятом понимании у КВНа отсутствует, при перемещении рычага переключателя каналов вверх-вниз в одно из трех возможных положений происходит перемещение внутри корпуса, сверху на шасси, длинной текстолитовой полоски с прикрепленными к ней контактами, которые замыкают во входных контурах различные катушки индуктивности и конденсаторы, чем и осуществляется переключение каналов. В нашем телике этот переключатель сильно запылен и загрязнен, фиксация положений нечеткая, контакты. судя по всему, окислены. Предстоит чистка и отладка. Думаем, что на рычажок переключения должен навинчиваться какой-то набалдашник из изоляционного материала, т.к. в трубочке рычага имеется внутренняя резьба.

вид со снятой задней стенкой. Вид со снятой задней стенкой - 1

Хорошо виден антенный ввод на шасси, и толстый экранированный кабель, идущий от него к деталям схемы. Металлические корпуса октальных ламп частично заржавели. Не знаем точно, какой краской они изначально были окрашены, думаем, должна быть термостойкая нитроэмаль, так как корпуса ламп нагреваются очень сильно.Слева - высоковольтный выпрямитель, под ним - переключатель сетевых напряжений ( в нашем случае - 127 и 220 в.) Ниже находится мощный и тяжелый сетевой трансформатор (внутри коробки шасси)

лампы. Правый ряд ламп.

Справа на шасси в два ряда расположены лампы- вперемешку в металлических корпусах и в стеклянных баллонах. Толстый зеленый провод, который вьется между ними - это провод от УМЗЧ к динамику. Думаем - неоригинальный, появившийся позднее. Но - хорош тем, что его длины хватает, чтобы выташить шасси из корпуса, не отпаивая динамик.

зад кинескопа. Низковольтный выпрямитель покрупнее.

Вот такая большая красивая лампа низковольтного выпрямителя, и задняя часть кинескопа. Виден хомут стяжки отклоняющей системы, в которую просто всунут кинескоп - болтается там совершенно свободно, не уверены, что это правильно.

внутри. Вид на кинескоп с другой стороны.

Уютный деревянный домик корпуса вмещает в себя все лампы, лампочки и лампищи.Имеющий абсолютно круглый экран кинескоп - очень длинный, если брать в отношении к его диаметру

Вид снизу. Вид на корпус снизу без задней стенки.

Снизу корпус имеет вырез в полу (в днище?), который закрыт перфорированной панелью из оцинкованной жести. Панель крепится четырьмя шурупами. Задние "уши" панели крепятся к винтам крепления шасси к корпусу, создавая таким образом гальваническую связь с "массой", чем достигается экранирование схемы снизу. По углам видны четыре резиновые ножки.

Задняя стенка изнутри. Задняя стенка - вид изнутри

Защитная крышечка цоколя кинескопа, прикрепленная к задней стенке корпуса, изнутри неокрашенная. Перфорация (вентиляционные отверстия - только в верхней части задней стенки, видимо, для улучшения циркуляции воздуха внутри корпуса.

снизу . Вид на монтаж снизу.

Монтаж, естественно, навесной - на ножки ламповых панелей, есть только небольшая текстолитовая платочка, на которой разместился рядок резисторов - просто для удобства их соединения, никаких печатных дорожек. Толстые одножильные провода, много олова.... На века! Справа видно длинную коричневую полосу - это и есть текстолитовый движок переключателя каналов. Правее него - собранные в гуппки катушки контуров.

динамик. Вид снизу на динамик.

Динамик входит задней частью в специальный вырез в передней части шасси. Рядом с ним - видимо, выходной трансформатор (пока не углублялись детальнее).

шасси . Шасси в сборе, вид спереди сверху.

Кинескоп уже помыли, до этого - был в толстенном слое налипшей из-за электростатики пыли... Жуть! На кинескопе сверху - более темный сегмент люминофора, не знаем, в силу чего он такой.

шасси спереди. Вид на шасси спереди, со стороны экрана..

Виден вырез в корпусе шасси под динамик. Левее и ниже кинескопа обратите внимание на синие нитки на цоколе лампы. Это вот такой временный ремонт. Боковая поверхность цоколя лампы, представляющая из себя алюминиевую ленту, свернутую в цилиндр, и заполненную внутри некой полимерной массой - наподобие заполнителя цоколя лампы накаливания - разошлась, отклеилась, баллон лампы шатался относительно цоколя. Временно мы просто плотно обмотали боковину цоколя нитками (изолента немедленно бы расплавилась от высокой температуры). Хорошо, что не оторвались проводки от ножек цоколя к баллону лампы, и лампа не разгепметизировалась - пока работает нормально.

шасси сзади сверху. Вид на шасси сзади сверху.

Как уже было замечено, кинескоп свободно перемещается в хомуте отклоняющей системы вперед-назад. Также он может в нем поворачиваться вокруг своей продольной оси. На расположение изображения это никак не влияет - благодаря отклоняющей системе оно всегда строго горизонтально..

кинескоп. Передняя часть кинескопа.

Экран кинескопа абсолютно круглый, прямоугольность изображению придается с помощью ручек управления и рамки экрана, встроенной в переднюю стенку корпуса, и снабженной защитным стеклом. Защитное стекло- вещь необходимая так как кинескоп изготовлен из на удивление тонкого стекла, очень легкий и на вид хрупкий.

Кинескоп сбоку. Вид на кинескоп сбоку.

Боковая поверхность колбы кинескопа между экраном из люминофора и напылением, к которому подключен высоковольтный провод, абсолютно прозрачна. Так что со снятым корпусом при работающем телевизоре можно наблюдать изображение и "изнутри" (ширина прозрачной полосы - сантиметра три). Прикольно!.

ручки. Вот так выглядят снятые ручки управления...

Три штуки есть (оригинальные), четвертую предстоит сделать. Технологией изготовления поделимся попозже в разделе сайта, посвященном ремонту и реставрации аппаратуры.

лампа. Лампа низковольтного выпрямителя.

Посмотрите, какая красивая! :).









сбоку. Вид на монтаж сбоку

Справа - лампа низковольтного выпрямителя, стоящая на кожухе силового трансформатора. Слева - блок развертки - трансформатор и высоковольтный кенотрон.

Силовой транс. Здесь силовой трансформатор крупнее.

Заметно, что кинескоп лежит неровно - с уклоном экранной части вниз. Так он и держится в хомутах - с сильным люфтом. А экранная часть фиксируется на лицевой панели корпуса изнутри четырьмя специальными поддерживающими упорами- Г-образными металлическими скобками, обтянутыми ПВХ-трубкой. Скобки регулируемые, благодаря чему можно установить положение кинескопа изнутри относительно застекленного окошка корпуса.

Фронтальный вид. Вид шасси спереди сбоку

Хорошо видны более темные участки внизу и вверху кинескопа - видимо, люминофор в части экрана, подвергавшейся воздействию света, стал со временем светлее.

Изнутри. Вид корпуса изнутри со стороны задней стенки.

Хорошо виден длинный провод, ведущий к динамику от шасси. Как уже было сказано - скорее всего, не оригинальный, припаянный позднее для удобства ремонта с частичной разборкой. В принципе, мысль неплохая - удлиннить этот провод, только теперь при сборке приходится прокладывать провод так, чтобы он находился на удалении от ламп. Лампы нагреваются очень серъёзно - градусов до 180- точно.

Изнутри2. Динамик и окно корпуса - вид изнутри.

Здесь более подробно можно разглядеть круглый динамик, застекленное окно лицевой панели корпуса, и регулируемые упоры-держатели кинескопа - обтянутые ПВХ Г-образные кронштейны.

вентиляция. К вопросу о нагреве и вентиляции

Выступ на верхней панели корпуса, по виду напоминающий крышку отсека с проигрывателем в радиолах - конечно, не скрывает под собой ЭПУ, и, в то же время, это - не дань эстетике. В боковых ребрах выступа сделаны щели для отвода нагретого воздуха из корпуса телевизора, этакий вентиляционный "грибок" получился. Вот так это выглядит изнутри корпуса, снизу вверх.









ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

  Пожалуйста, оставьте свой комментарий к данной страничке!


Следующая ниже информация взята нами с сайта "Справочник по отечественной ламповой аппаратуре"/a>
Инструкции и схемы по некоторым ссылкам даны в сжатом графическом формате DJVU, для просмотра их необходимо скачать плагин с сайта производителя программы: DJVU


Телевизоры серии "КВН-49" выпускались с 1948 года в следующей последовательности: "КВН-49-1", "КВН-49-А", "КВН-49-Б", "КВН-49-4", "КВН-49-М", "КВН-49-4(А)" на вакуумных диодах 6Х6С, "КВН-49-4(А)" на п/п диодах Д2Б. Что касается конца выпуска модели, то тут ситуация более неопределенная: телевизоры выпускались разными заводами. Но определенно можно сказать, что самым массовым был "КВН-49-4", а "КВН-49-М" по какой-то, очевидно, производственной причине, был выпущен в очень малых количествах. Хотя, если внимательно приглядеться к маске, можно увидеть, что уже при проектировании закладывалась возможность установки 23 см кинескопа. Закончено производство этих телевизоров в 1960 или в 1961 году. Согласно нашим данным, модели телевизора "КВН-49" выпускались в разные годы следующим образом: 1. "КВН-49-1" - 1948 - 1950 гг. 2. "КВН-49-А" - 1950 - 1952 гг. 3. "КВН-49-Б" - 1952 - 1955 гг. 4. "КВН-49-4" - 1953 - 1958 гг. 5. "КВН-49-М" - 1954 - 1955 гг. 6. "КВН-49-4(А)" 1 выпуск - 1955 - 1959 гг. 7. "КВН-49-4(А)" 2 выпуск - 1959 - 1960 гг. Кроме того, выяснилось, что модель "КВН-49-Б" тоже имела две модификации. Во втором выпуске в усилителе высокой частоты второго канала на одну контурную катушку меньше. Но, вероятно, решение оказалось неудачным, и поэтому в следующей модели "КВН-49-4" схема УВЧ полностью повторяет "КВН-49-Б" первого выпуска. Основные показатели Канал изображения телевизора собран по схеме прямого усиления, а канал звукового сопровождения - по супергетеродинной схеме с использованием в качестве промежуточной частоты разностной частоты в 6,5 МГц, возникающей в результате биений между несущими частотами сигналов изображения и звукового сопровождения. В телевизоре 16 ламп. Размер изображения на экране кинескопа 18ЛК15 - 105 х 140 мм. Телевизор рассчитан на прием первых трех телевизионных каналов. Его чувствительность (при входном сопротивлении 75 ом) по каналу изображения не хуже 1000 мкВ, по каналу звукового сопровождения 800 мкВ. Разрешающая способность по горизонтали в центре не менее 400 линий. Мощность, потребляемая от сети телевизорами "КВН-49-А", "КВН-49-Б" - 216 Вт, "КВН-49-4" - 200 Вт. Наружные размеры футляра 380 х 490 х 400 мм. Вес 29 кг. Особенности схемы Сигналы изображения и звука после общих для них каскадов усилителя высокой частоты поступают на амплитудный детектор. С выхода детектора снимаются сигналы изображения и промежуточная частота звука, равная 6,5 МГц +- 75 кГц, образовавшаяся в результате биений между напряжениями несущих частот звука и изображения и равная их разности. Так как биения создаются сигналами, один из которых модулирован по частоте, а другой по амплитуде, получившаяся промежуточная частота в 6,5 Мгц +- 75 кГц имеет амплитудную и частотную модуляцию. Сигналы изображения после усиления поступают на модулирующий электрод кинескопа. Усиленный сигнал с частотой 6,5 МГц +- 75 кГц при помощи трансформатора передается с выхода видеоусилителя на ограничитель, который подавляет амплитудную модуляцию, а затем на дискриминатор и на усилитель низкой частоты. Схема с использованием биений между несущими дает возможность уменьшить число ламп и деталей в телевизоре и устраняет необходимость подстройки, как это имеет место в схеме супергетеродина с раздельными каналами УПЧ сигналов изображения и звукового сопровождения. В схеме легко осуществляется переключение с одного канала на другой, так как промежуточная частота звука получается автоматически за счет строго постоянной разности между несущими частотами сигналов изображения и звука. Серьезным недостатком схемы является возможность появления паразитной модуляции звука с частотой 50 Гц сигналами кадровых синхронизирующих импульсов. Эта помеха появляется всякий раз при нарушении установленного соотношения между уровнями несущих частот на входе амплитудного детектора и ухудшении помехоподавляющих свойств частотного детектора или ограничителя. Соотношение между уровнями несущих частот звука и изображения на входе амплитудного детектора регулируется настройкой каскадов УВЧ и выбирается в пределах 1/10 - 1/12. При этом амплитудная модуляция промежуточной частоты звука (6,5 МГц) снижается до 10 - 12%, и ее возможно успешно подавить в каскадах ограничителя и частотного детектора. Ухудшение помехоподавляющих свойств ограничителя обычно наблюдается при нарушении режима его работы, чаще всего из-за уменьшения напряжения промежуточной частоты звука на управляющей сетке ограничителя ниже порога ограничения. Помехоподавляющие свойства частотного детектора определяются правильностью его настройки. С момента своего выпуска телевизор "КВН-49" прошел несколько модернизаций, касавшихся отдельных узлов, но не изменивших существенно его принципиальной схемы. По этой причине мы подробно опишем лишь одну схему этого телевизора, "КВН-49-4(А)", и приведем краткие сведения о схемных особенностях телевизоров других модификаций серии "КВН-49".

Описание и схемы на КВН-49-4.



Сайт создан в системе uCoz
>