НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ => ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ=> ФОРУМ=>

НАШИ ЭЛЕКТРОФОНЫ И ПРОИГРЫВАТЕЛИ

...Когда еще не было радиовещания, не придумали магнитофонов, когда гитары, баяны и гармошки заменяли бытовую радиоаппаратуру - ОНИ уже были! Помните (по фильмам и фотографиям!) эти медные трубы граммофонов, так перекликающиеся с начищенными медными боками угольных тульских самоваров? Тяжеденный черный диск пластинки, сделанной чуть ли не из асфальта, прочные толстенные стальные иглы, передающие через чувствительную мембрану звуковые колебания резонирующей медной трубе... Признак достатка и благополучия в предреволюционные годы, единственные в то время устройства для воспроизведения "законсервированного", записанного живого звука - не считая, конечно, всяких там музыкальных шкатулок на одну-две простенькие запрограммированные мелодии. Потом появились патефоны - трубу спрятали внутрь ящика в целях придания компактности и "мобильности" устройству. Дальнейшим развитием стало приспособление к патефону электромагнитного звукоснимателя - в некоторых моделях привод диска оставался пружинным, а звук с тяжеленного (граммов 100) звукоснимателя подавался на встроенный или внешний ламповый усилитель для дальнейшей обработки. Появились и модели с электроприводом вращения диска. Это уже были первые электрофоны. Расцвет устройств воспроизведения грамзаписи начался в послевоенные годы, когда многочисленные уже тогда модели ламповых радиоприемников стали оснащать ЭПУ - эта относительно недорогая доработка позволяла значительно расширить возможности устройства, породив первый радиокомбайн - Радиолу. Часто сосуществовали устройства двух видов - просто приемник, и выполненная на его базе, в том же корпусе, радиола - просто верхняя стенка ящика снабжалась крышкой, под которой размещалось ЭПУ, как правило, 3-х скоростное, монофонического звуковоспроизведения, оснащенное пьезоэлектрическим звукоснимателем с "двойной" иглой - на 78 оборотов в минуту, и на остальные скорости (33 и 45 об/мин). Дальнейшее развитие техники и появление HI-FI стандартов звуковоспроизведения потребовало кардинального улучшения качества звучания, а, следовательно, и аппаратуры звуковоспроизведения, в том числе - бытовой аппаратуры воспроизведения грамзаписи. В 70е - 80е годы прошлого века основным носителем качественного звука для были виниловые пластинки - "диски". В среде меломанов существовал целый культ любителей качественных "фирменных пластов". Их привозили из-за рубежа моряки, спортсмены, дипломаты, продавали оптом перекупщикам, а потом на "галёре" (на галерее Гостиного Двора) фарцовщики продавали "пласты" по 100- 150 руб. за штуку, что в то время составляло месячную зарплату инженера. Сам покупал в своё время :) В то же самое время единственная в Советском Союзе фирма грамзаписи "Мелодия" выпускала огромными тиражами только одобренные многочисленными комиссиями по культпросветработе диски в основном отечественных официальных исполнителей, а также музыкантов "братских стран социалистического лагеря". Стоила отечественная пластинка с эстрадной музыкой - 3 руб. 50 коп., с классической - почему-то 2 руб. с копейками, а то и меньше - видимо, в целях популяризации в массах классической музыки. Согласитесь, задумка сама по себе неплохая. Изредка "Мелодия" разрождалась небольшим тиражом действительно классных пластинок - как это было, например, во второй половине 80-х годов прошлого века, когда в продаже появился замечательный "двойник" Pink Floyd, который до сих пор у нас есть, хотя и "запилен" уже порядком. Мелькали, как светлые пятнышки в серой массе Пугачевой и югославов, такие вещи, как сборники Deep Purple, Rainbow, и иже с ними. "Пласты" у любителей подразделялись на категории по производителям - "балкантоновская "масса" (материал пластинки) - гибкая, прочная к истиранию, но - далеко не идеал, так, начальная стадия более-менее качественного "пласта"... Дальше шли "немцы", "американцы", "французы" - т.е. настоящая "фирмА" . ... Ну, это тема отдельного разговора. На этой же страничке хотелось бы поговорить о аппаратах для прослушивания "пластов" - "вертушках". Обладатель хорошего "вертака" сразу же на голову возносился над всякими там "веговладельцами". Иметь оригинальный "Торенс", конечно, было недостижимой мечтой для большинства меломанов, но - не самые дорогие и качественные "Филиппсы", "Техниксы" и прочие электрофоны попадались и в комиссионках типа Апраксина двора. "Вертак" настоящего меломана в те поры должен был соответствовать следующим требованиям% иметь массивный корпус и хорошую систему амортизационного подвеса для устранения влияния всех возможных толчков на тонкое взаимодействие системы "игла - пластинка", быть полностью свободным от всяческих усилителей, даже от предусилителя-корректора - т.е. только диск с приводом, мотор, и тонарм с держателем головки, микролифтом и сложной системой противовесов - компенсаторов скатывающей силы, регуляторов давления на иглу, и т.п. Привод диска - только прямой, т.е. - сверхтихоходный двигатель с обмотками, являющимися частями диска и станины. А вот тонарм - только "кривой", т.е. особым образом изогнутый, позволяющий игле во время радиального движения ее от начала к концу грамзаписи наиболее оптимально располагаться в канавках фонограммы. Головки звукоснимателя - естественно, только магнитные, причем - существовали два вида магнитной системы - с подвижной обмоткой и с подвижным магнитом, что ли, сейчас уже не помню %) как не помню и то, какая круче! Вот, в общих чертах, такие требования. Ещё немного о терминологии. Что такое "Электропроигрыватель", и что, собственно, такое "Электрофон"? В чём коренное различие между этими девайсами? Всё предельно просто, при случае- блеснёте эрудицией в беседе с изощренными ценителями винилового звука! :))) Электрофон- это полностью завершённый агрегат для воспроизведения звука с винилового диска. В его состав входят: ЭПУ (электропроигрывающее устройство- диск для размещения пластинки, двигатель с трансмиссией для привода в движение этого диска, и тонарм с головкой звукоснимателя, всё это размещено на общем основании), также в состав электрофона обязательно входят, и заключены в общий с ним корпус два усилителя: предварительный и оконечный, или усилитель мощности- если головка звукоснимателя пьезоэлектрическая, и предусилитель-корректор, или фонкорректор, плюс, опять же, усилитель мощности - если головка звукоснимателя- магнитная. Акустические системы у электрофона, как правило, выполняются в виде отдельных самостоятельных блоков: одна АС- если электрофон монофонический, две- если стерео, и четыре- если квадро.... только вот квадрофонических электрофонов наша промышленность не выпускала... Коренное отличие электропроигрывателя от электрофона состоит в том, что электрофон не имеет вовсе никаких усилителей- ни предварительного, ни оконечного. По сути, это высококачественное ЭПУ, заключенное в отдельный корпус. Для воспроизведения совместно с электропроигрывателями используются высококачественные усилители, имеющие обязательно отдельный вход для магнитного звукоснимателя, т.е. встроенный предусилитель-корректор. Как правило, электропроигрыватели выпускались первого либо высшего класса, оснащались всевозможными устройствами и приспособами для придания диску строго постоянной скорости вращения, с возможностью ручной подстройки при помощи встроенного стробоскопа, тонармы электропроигрывателей представляют из себя сложные прецизионные сооружения с массой тонких подстроек, обеспечивающих минимальное давление алмазной иглы на проигрываемый диск... Сейчас, кстати, снова возрождается интерес к "виниловому" звуку, как к более живому и теплому, более "правильному", с чем мы тоже согласны - все-таки, "цифра" не заменит "аналог", как ни крути, а шипение и легкое потрескивание на пластинке - только украсит фонограмму, на наш взгляд!! Но - это тоже тема отдельного разговора.... А пока - о наших проигрывателях!
   По ссылкам открываются отдельные странички на каждый экспонат.

Аккорд - 201 электрофон


Один из самых распространенных в советские годы стереофонических электрофонов. Благодаря оптимальному для тех лет сочетанию "цена-качество" был практически в каждом школьном классе, в детских садах, ну, и на частных квартирах. У многих моих современников первое знакомство с прелестями стереозвучания произошло именно благодаря этому незатейливому электрофону с убогими акустическими системками.

Электропроигрыватель "Вега 122С"


Первый класс сложности, польское ЭПУ G-1001, пассиковый привод диска, стробоскоп, полный автостоп, хорошие настройки тонарма.... В общем- достойный аппарат, помассивнее бы ему быть, да прямой привод диска не помешал бы.
А здесь- видеоролик про наш проигрыватель "Вега 112С"

Электропроигрыватель "Элегия-102"

Электропроигрыватель (без всяких усилителей мощности) от стереокомплекса "Элегия-102", С пьезоэлектрической головкой звукоснимателя.

Электрофон "Юность-301"

"Студенческий" вариант очень распространенного и недорогого музыкального девайса. Был в каждой студенческой общаге тех лет, благодаря цене (32 рубля, а стипендия- 30 рублей, скинулись по пятерке, и купили вшестером - пластинки Цоя и Алисы можно было купить в ДЛТ, Гостинке, универмаге "Фрунзенский"...

..........






Сайт создан в системе uCoz