НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ => ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ=> ФОРУМ=>

"ТЕМБР"(МАГ-59) 1967 год-
грандиозный полупрофессиональный трёхмоторный ламповый магнитофон со сквозным каналом.

   По ссылкам в правой части странички- переход к дополнительной информации о данном магнитофоне.

  Пожалуйста, оставьте свой комментарий!
        Вам приходилось когда-нибудь воочию, вблизи видеть карьерный самосвал БелАЗ 75600? Или, к примеру, живого носорога? Безусловно слышать о них, видеть на фото или в кино вам доводилось, и вы уже составили для себя их мысленный "портрет". Но, уверяем, если в жизни Вам придётся увидеть БелАЗ или носорога не на картинке- вы будете поражены, насколько реальность отличается от созданного вашим воображением образа. Примерно то же самое случилось с нами, когда мы "вживую" увидели, и прикоснулись рукой к грандиозному отечественному магнитофону "ТЕМБР", известному также под своим вторым именем "МАГ-59". Все наши представления об этом чуде отечественного магнитофоностроения были повергнуты в прах, и оказались жалким подобием того величия, которое перед нами предстало... .
Ближайшим родственником этого Голиафа в мире магнитофонов по стилю оформления является широко распространенный в 60е-70е годы прошлого века ламповый трёхскоростной магнитофон "Комета МГ-201" производства Новосибирского завода "Точмаш" (фото справа). Но, поскольку "Тембр" появился на свет в 1964 году, а "Комета"- годом позже, полагаем- это именно "Комета" позаимствовала у "Тембра" некоторые характерные черты, а именно- деревянный корпус округлой формы, оклеенный фактурной тканью серо-голубого цвета, клавишный переключатель рода работ, расположенный в центре нижней части фальшпанели, съёмную крышку коробчатой формы- опять же, из древесины, с округлыми гранями и углами. Но за этими внешними похожестями скрывается совершенно различная внутренняя начинка, иные схемотехнические решения, иной запас прочности, наконец! "Комета", чисто бытовой трёхскоростной магнитофон с одномоторной кинематической схемой, и отсутствием сквозного канала, выглядит на фоне "Тембра", как "Газель" на фоне "КамАза".
История появления славного "Тембра" в нашей коллекции. Магнитофон был сбережён и дошел до нас в очень приличном для своего возраста виде благодаря нашим землякам, замечательным ленинградцам Сергеею Петровичу и Татьяне Алексеевне. Мы хотим еще раз выразить свою глубокую признательность этим душевным людям, передавшим в нашу коллекцию работающий и достаточно и ухоженный - для своих лет- магнитофон. Вот таким, накрытым крышкой и загадочным, мы его и увидели впервые... (снимок слева)
Магнитофон поразил прежде всего размерами. В полтора-два раза больше всех виденных нами до этого переносных магнитофонов тех времён. Танюша признавалась, что сперва он поверг ее в лёгкий ступор... Масса магнитофона тоже не могла оставить равнодушными- 33 полноценных килограмма- это вам не фунт изюма, друзья! А поскольку, приехав за "Тембром" машину мы оставили достаточно далеко от подъезда дома, где он проживал- представлялась неплохая возможность размять мышцы при транспортировке! Благо- магнитофон был предусмотрительно снабжён конструкторами ДВУМЯ ручками для переноски, расположенными по боковым стенкам корпуса, и выдвигающимися в рабочем положении на пару сантиметров в сторону. Со стыдом признаюсь- доставив магнитофон до лифта и вынеся его из подъезда в одиночку- я был вынужден затем всё же прибегнуть к помощи любимой супруги, и мы вд воем, взявшись за эти замечательные боковые ручки для переноски, радостно пронесли его эти 200 метров до авто.

Итак, первое знакомство.... волнующие моменты, как первое свидание! :) Под крышкой магнитофона находится стальная фальшпанель,окрашенная серо-голубой эмалью, состоящая из верхней и нижней частей. В верхней части выштампованы углубления под катушки с магнитной лентой, по центрувверху расположено окно для наблюдения за электронным индикатором уровня записи, выполненным на "пальчиковой" радиолампе 6E1П - тот самый "Магический глаз", зелёный свет которого греет душу любителям и ценителям ламповой аппаратуры.
Снизу в средней части панели расположены две декоративные пластмассовые крышки, прикрываюшие блок магнитных головок. Верхняя крышечка блока головок за прошедшие годы утрачена, что несколько портит внешний вид, оставляя открытыми магнитные головки, но мы планируем ее непременно восстановить. На нижней же нанесено гордое название магнитофона- слово "Тембр" выполнено пластмассовыми рельефными буквами, когда-то белыми, но с течением времени приобретшими благородный цвет слоновой кости. Ниже- клавишный переключатель рода работ. Крупные кубические клавиши со скругленными углами так и просят, чтобы их поскорее нажали, оживив этого дремлющего до поры до времени мощного лампового зверя. Под клавишами, также приобретшими цвет слоновой кости, как у старого рояля (который, кстати, совершенно не портит внешний вид аппарата, а придаёт ему этакий налёт "патины времени", что ли) расположены бесхитростные указания их (клавиш) функционального предназначения, выполненные также пластмассовыми рельефными буквами: "П" со стрелочкой влево- перемотка влево,"В"- воспроизведение, "С"- режим "Стоп", "З", конечно же, Запись, и "П" со стрелочкой вправо- перемотка вправо, т.е. вперёд. Видите, как всё просто и понятно? Очевидно, в те времена еще не было общепринятых значков- пиктограмм с зашифрованными обозначениями режимов работы, которыми впоследствии украшались все магнитофоны. Исходя из того, что буквы в обозначениях- кириллические, делаем вывод: очевидно, магнитофон был не предназначен на экспорт, а выпускался только для внутреннего рынка. Хотим обратить внимание, что в нерабочем положении клавиша "С" - стоп- должна быть всегда нажата, для предотвращения деформации прижимного ролика об тонвал.
Поговорим же об особенностях этой модели, которые делают ее отличной от других, и позволяют именовать "полупрофессиональным магнитофоном". Во-первых, трёхмоторная кинематическая схема. Применение трёх электродвигателей характерно прежде всего для стационарных студийных аппаратов, для которых масса и габариты не имеют решающего значения, но зато на первый план выдвигаются такие требования, как надёжность, простота конструкции, безотказность в работе. Двигатель, приводящий тонвал "Тембра", кстати, имеет массу почти 5 килограммов! :) Переносным "Тембр" можно назвать, конечно, с большой натяжкой... в основном, видимо- благодаря наличию корпуса в виде чемодана, и пресловутых двух ручек для переноски. Зато- как же он шустро перематывает ленту, это нужно видеть! Ведь каждый подкатушечник приводится в движение собственным электродвигателем, имеющим несколько меньшие размеры и массу, нежели двигатель привода тонвала. Опять же- применение трёхмоторной схемы позволяет избавиться от большого числа промежуточных роликов, пассиков, рычагов- что однозначно уменьшает уровень ненужных шумов кинематики, делает независящей от состояния этих промежуточных узлов скорость движения ленты (более стабильной, что приводит к снижению коэффициента детонации). Конечно,это удорожает аппарат, и увеличивает массу- но овчинка выделки стОит.
второе важнейшее отличие- наличие "сквозного канала". на магнитофонах, оснащённых схемой со сквозным каналом записи-воспроизведения, можно прослушивать записываемую звуковую программу непосредственно в процессе записи, т.е. слышать призаписи то, что записано уже на ленту, а не только тот сигнал, сто подается на вход магнитофона. Проще говоря: в магнитофонах, у которых нет сквозного канала, мы при записи слышим только то, что подаётся на ход от источника сигнала, а уж как оно там записалось- можно прослушать только по окончании записи, что чревато неприятными сюрпризами. Например, в процессе записи засоряется продуктами износа ленты универсальная головка. Мы слышим из динамиков чистый сигнал, который поступает на входы, а по окончании записи, перемотав плёнку назад, обнаруживаем отсутствие высокочастотной составляющей на сделанной записи, глухой, бубнящий звук, и исправить уже ничего нельзя... А если запись- уникальна??! В магнитофонах же со сквозным каналом запись, выполненная через усилитель записи записываюшей головкой, тут же воспроизводится воспроизводящей головкой через усилитель воспроизведения, и мы слышим то, что пишем ( с запозданием примерно 0,5 секунды. В случае возникновения проблем-мы тут же об этом узнаем (услышим), и у нас есть возможность оперативно принять меры к их устранению прямо в процессе записи. Наличие сквозного канала подразумевает присутствие в магнитофоне вместо одного, универсального усилителя записи-воспроизведения- двух, раздельных: усилителя записи и усилителя воспроизведения. Соответственно, присутствуют три головки: стирающая, записывающая, воспроизводящая, вместо двух- стирающей и универсальной - в магнитофонах с универсальным усилителем. Это тоже удорожает аппарат, но позволяет освободиться от некоторых коммутирующих переключателей, что делает магнитофон более надежным. Опять же- в профессиональных - студийных и репортерских- магнитофонах сквозной канал присутствует безоговорочно, подавляющее же больинство бытовых магнитофонов (за исключением более поздних моделей высшего и первого классов) выпускается по схеме с универсальным усилителем.
Продолжим рассмотрение технических параметров "Тембра".Скорость движения ленты применена одна- 19,05 см,сек, что являлось в те времена (да и в более поздние) максимальной скоростью движения ленты для бытовых магнитофонов. На высокой скорости получается более высококачественная запись с расширенным частотным диапазоном. Для "Тембра" он составляет 40 Гц.... 12 000 Гц, что очень неплохо для тех времен, НО!! Этот диапазон указан для применяемой магнитной ленты типа 6 (толстая светло-коричневая хрупкая лента на ацетатной основе, весьма абразивная). В случае же применения более совершенных типов магнитных лент, например, А4407-6Б, частотный диапазон чувствительно расширяется, особенно в верхней своей части, и составляет, на наш слух (инструментальных измерений пока не делали), никак не менее 16 000 Гц, что сопоставимо с частотным диапазоном студийных магнитофонов тех лет, даже работающих на 38 скорости (при применении на них лент типа 6) Заявленная номинальная мощность магнитофона на собственных динамиках- 3 Вт, но по звуковому давлению и реальной громкости этот магнитофон заткнет за пояс многие более поздние магнитофоны, даже оснащенные дополнительными акустическими системами! Вообще, звук очень приятный, насыщенный, со всеми "ламповыми прелестями", ведь в тракте "запись-воспроизведение" нет ни одного полупроводникоого прибора с их внутренними шумами. Кстати, Тембр оснащался и двумя дополнительными маленькими звуковыми колонками, что повышало его громкость и качество восприятия. В общем, школьный спортзал можно было озвучить качественно, без применения дополнительного усилителя и акустики.
Магнитофон представлен вашему вниманию практически в том виде, в каком он кнам поступил, за исключением некоторых работ по чистке, смазке и регулировке его механизмов- состояние первоначальное. Предстоят работы по доведению "до ума", о результатах которых непременно отчитаемся. Фото улучшенного качества- смотрите в "фотогалерее", видео о работе магнитофона- смотрите ссылку в верхней правой части этой страницы. А сейчас коротко пройдёмся по представленным фотографиям с минимальными комментариями к ним.
На фото блока головок мы можем видеть две крайние (левую и правую) направляющие стойки ленты, оснащенные подпружиненными демпферами, предотвращабющими "дёргание" ленты. Тоже привилегия профессиональных магнитофонов.

В верхней части фальшпанели расположен ряд тумблеров (нехарактерное решение для магнитофонов тех лет, и не только): включение-отключение встроенных динамиков, подключениевнешних акустических систем с увеличением отдаваемой мощности, отключение стирающей головки в режиме записи (для создания трюковой записи- с наложением новой на существующую), отключение автостопа. Магнитофон снабжен автостопом по окончании или обрыве ленты, но алгоритм его работы несколько усложнен.
Характерные для "деревянных" радиоприемников и радиол тех лет сдвоенные "коаксиальные"(одна над другой)ручки регулировок. В данном случае- верхняя- включает аппарат (совмещена с сетевым выключателем), и регулирует уровень громкости, нижняя- регулятор уровня записи.Ниже- за красным светофильтром- индикаторная лампочка на 6,3 вольта, сигнализирующая о включении магнитофона.



Тот самый "магический глаз"- индикатор уровня записи. В работающем состоянии- КРРРАСОТА! :))))










- Кнопка временного останова ленты (вынесена в лвый нижний угол фальшпанели, отделена от клавишного переключателя рода работ), рядом- индикатор включения режима записи.







Задняя стенка. Слева, за сдвижной металлической шторкой, уютно лежит в своём отсеке шнур питания. Там же- предохранитель с переключателем сетевого напряжения, и входные гнезда для записи.







Шторка отсека сдвинута, шнур извлечен, видна круглая чёрная головка переключателя напряжения, совмещенная с предохранителем. Вполне современного вида. Привлекают внимание приклёпанные к шасси шильдики из алюминия с пояснительными надписями- почти как на военной аппаратуре тех лет.







Характерная эбонитовая сетевая вилка, с раздвоенными концами штеккеров. По ныешним меркам- совсем не безопасная. Виден логотип производителя.







Вот интереснейший разъём, там же, за шторкой, в правом верхнем углу отсека! Круглый, многоконтактный. Как вы думаете- для чего??!...Правильно! Для подключения проводного пульта дистанционного управления! Этакий прообраз нынешних беспроводных "лентяек". Причём в этой модели мог выполнять расширенный ряд функций,а не только простейшие"стоп-пуск-перемотка вперёд".







Блок головок. Стирающая и записывающая- во встроенных экранах, воспроизводящая - снабжена дополнительным экраном. Обратите внимание на прижимной ролик. Увеличенного диаметра, обрезинен неубиваемой резиной, и, как у профессиональных студийных аппаратов, посажен на два шарикоподшипника, а не на латунный подшипник скольжения. Снабжен отвинчивающейся крышечкой для доступа к подшипникам с целью обслуживания.







Крышка подшипника прижимного ролика свинчена. Быстрый и удобный доступ к подшипникам, Можно чистить и смазывать.







При снятии фальшпанели (открутив 4 винта и сняв ручки регуляторов) мы получаем доступ к панели-шасси. Открутив еще два винта- можем вот таким образом (как капот автомобиля) приподнять из корпуса всю кинематическую схему с моторами и подкатушечниками (на петлях). Быстрый и удобный доступ к конструкции, магнитофоны будущих лет- отдыхают! ))) На переднем плане- большой и мощный (и тяжелый!) двигатель привода тонвала.







"Подвал" магнитофона Вверху, коричневый- двигатель подающего подкатушечника. Виден мощный трансформатор- на габаритах и массе тут не экономили! Справа, за перегородкой- электронные лампы усилителя. В левой части за такой же перегородкой- тоже лампы второго усилителя. Всё рационально. удобно, ремонтопригодно, и- надёжно!
Остальные фото- в фотоальбоме, ссылка в верхней правой части данной страницы.
При подготовке нашей настоящей странички, как и при подготовке многих других, помимо использования наших оригинальных фото, использованы некоторые фотографии с замечательного сайта Валерия Харченко "Отечественная радиоаппаратура ХХ века" - http://www.rw6ase.narod.ru Выражаем нашу искреннюю признательность уважаемому Валерию Григорьевичу

"Тембр" на сайте Валерия Харченко

Видеоролик- наш "Тембр" в работе

Фотогалерея "Тембра"

Инструкция по эксплуатации и схема "Тембра"(с сайта В.Г.Харченко)

Перейдя по данной ссылке, можно оставить свой комментарий к этой страничке. Нам очень важно Ваше мнение!




Сайт создан в системе uCoz
Яндекс.Метрика